Меню

Условия охраны здоровья обучающихся

Условия охраны здоровья обучающихся


УСЛОВИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МОУ – ООШ С. ЧКАЛОВО КРАСНОКУТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Одной из задач школы является создание здоровьесберегающей среды и охрана здоровья обучающихся.

Условия охраны здоровья обучающихся регламентированы такими нормативно – правовыми документами как Федеральный закон «Об образовании в РФ».

Для создания нормальных условий охраны здоровья учащихся и соблюдения санитарного законодательства СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и улучшению условий труда в школе проводится ряд мероприятий.

Охрана здоровья учащихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья:

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10. На основании заключённого договора медицинское сопровождение обучающихся и воспитанников дошкольной группы школы осуществляет специалист ГУЗ СО «Краснокутская РБ».

2) организацию питания обучающихся:

Имеется помещение столовой для питания учащихся, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил.

Организация качественного горячего питания обучающихся в соответствии с требованиями санитарных правил. Организация питания обучающихся осуществляется поваром и кухонным работником школы.

Обучающиеся школы обеспечиваются организованным горячим питанием. При формировании рациона питания детей и подростков в приготовлении пищи соблюдаются основные принципы организации рационального, сбалансированного, щадящего питания, предусматривающего:

соответствие энергетической ценности рациона возрастными и физиологическими потребностями детей и подростков;

обеспечение в рационе сбалансированности основных пищевых веществ в граммах;

восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в питании школьников за счёт корректировки рецептур и использовании обогащённых продуктов;

технологическая обработка продуктов, обеспечивающая вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности;

соблюдение оптимального режима питания и распределения суточного рациона по отдельным приёмам пищи в течение дня.

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул:

При организации учебного процесса соблюдаются санитарные нормы, предъявляемые к его организации: объем нагрузки в часах, время на самостоятельную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей в двигательной активности.

В своей профессиональной деятельности педагоги школы учитывают возрастные возможности обучающихся и их индивидуальные особенности. Учет индивидуальных особенностей развития обучающихся осуществляется посредством распределения учащихся по группам здоровья на занятиях физкультурой, ведения занятий по ОФП, логопедических занятий, индивидуально-групповых занятий, консультаций по предметам. В школе организовано обучение на дому по индивидуальному учебному плану по медицинским показаниям.

Неукоснительно соблюдаются санитарные нормы в части организации образовательного процесса, что отражено в учебном плане и расписании занятий, соблюдается режим учебы и отдыха:

при составлении расписания учитывается предельно допустимая учебная нагрузка; в школе проводятся 3 урока физкультуры. При соответствующей погоде уроки физкультуры проводятся на улице, в зимний период ведутся занятия по лыжной подготовке.

В период пребывания детей в ГПД 2 раза в день проводятся прогулки на свежем воздухе.

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда:

Школа организовывает взаимодействие с организациями по физической культуре и спорту;

В школе работает библиотека, в фондах которой имеется научно-публицистическая, научно-методическая, детская литература по вопросам здоровьесбережения.

В школе работает лекторская группа, которая ведет беседы с учащимися по здоровьесбережению.

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом:

Средством реализации данного направления являются: уроки физической культуры, объединения дополнительного образования спортивного направления, спортивные игры, эстафеты, физкультминутки на уроках, проведение месячников безопасности, защиты детей.

В школе организовано взаимодействие с правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения.

6) прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации:

Для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний в школе функционирует медицинский кабинет. В медицинском кабинете специалисты ГУЗ СО «Краснокутская РБ» проводят иммунизацию, профилактические осмотры. Диспансеризация обучающихся проводится на базе ГУЗ СО «Краснокутская РБ».

7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ:

Наличие безопасной поддерживающей среды в школе: благоприятный психологический климат, участие школьников в проектах по профилактике психоактивных веществ. В школе реализуются программы: «Разговор о правильном питании», «Здоровье». А так же в школе проходят тематические мероприятия, классные часы, анкетирование по выявлению факторов риска распространения психоактивных веществ и его оценка.

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность:

Состояние и содержание территории, здания, оборудования соответствуют требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.

Учебные кабинеты оснащены естественной и искусственной освещенностью, воздушно- тепловым режимом, необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарно – гигиенических правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.

Преподаватели школы при использовании технических средств обучения, ИКТ соблюдают здоровьесберегающий режим, учитывают требования санитарных правил.

Использование в повседневной воспитательной работе рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний.

В школе работают квалифицированные специалисты, обеспечивающие проведение оздоровительной работы с обучающимися преподаватель физической культуры.

Наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся, включение этих сведений в ежегодный отчет.

Проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности обучающихся, родителей комплексностью и системностью работы школы по сохранению и укреплению здоровья, а также на предмет наличия благоприятного мнения об общеобразовательном учреждении.

9) профилактику несчастных случаев с обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность:

Учителя химии, физики, биологии, информатики, физкультуры, технологии, ОБЖ включают элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал, проводят инструктажи.

Классные руководители проводят беседы и инструктажи по правилам поведения с учащимися.

Основная мера предупреждения травм в школе - это привитие обучающихся дисциплинированного поведения, прочных навыков осмотрительности.

Вопросы об условиях охраны здоровья обучающихся рассматриваются на совещании при директоре, производственных совещаниях, родительских собраниях. Для оказания доврачебной медицинской помощи учащимся в школе функционирует медицинский кабинет.

Главным в реализации данного направления является создание организационно-педагогических условий для здоровьесбережения обучающихся и сотрудников школы. Реализация данной деятельности направлена на формирование у участников учебно-воспитательного процесса культуры отношения к своему здоровью, которая включает в себя:

• культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

• культуру физическую,

• культуру психологическую,

• культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).

Работа по данному направлению предполагает обеспечение обучающихся определенными знаниями о здоровом образе жизни, освоение практических навыков, умений поддержания и укрепления собственного здоровья, уменьшение численности учащихся, склонных к вредным привычкам, формирование активной жизненной здоровьетворческой позиции, активное сотрудничество с родителями и общественностью.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Сущность здоровьесберегающего урока:

- обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и влажность воздуха, освещённость класса и доски, наличие /отсутствие звуковых раздражителей и т.д.

2. Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов).

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности

(норма: 7-10 мин.).

4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный и т.д. (норма: не менее 3).

5. Чередование видов преподавания (норма: через 10-15 мин).

6. Использование методов, способствующих активизации и творческому самовыражению самих обучающихся.

7. Место и длительность применения технических средств обучения.

8. Оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика и т. д. (норма: на 15-20 мин урока по 1 мин из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

9. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

10. Наличие внешней мотивации деятельности обучающихся на уроке. Стимуляция внутренней мотивации.

11. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения «учитель-ученик», «ученик-ученик».

12. Наличие на уроке эмоциональных разрядок.

13. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учеником на учебную работу (норма: от 60 до 80%).

14. Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности (норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в основной и средней школе).

15. Темп окончания урока:

1. «скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарий домашнего задания;

2. спокойное завершение урока;

3. задерживание обучающихся после звонка.

Разрушительно воздействуют на состояние здоровья школьников:

1. Стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний обучающихся.

2. Недостаток физической активности учащихся.

3. Отсутствие индивидуального подхода в обучении.

4. Несоблюдение гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса.

5. Недостаточный уровень психологических знаний педагогов.

6. Низкий уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки (СанПиН 2.4.2.2821-10)

Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

- для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5

уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет

урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

- для обучающихся 5 - 6-х классов - не более 6 уроков;

- для обучающихся 7 - 11-х классов - не более 7 уроков.

Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3).

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, ИЗО,

труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно- математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 -4-х классов - 2 - 3-м уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов на 2 - 4-м уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4-м уроках.

Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна

составлять 60 - 80%.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май

- по 4 урока по 45 минут каждый);

- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы

продолжительностью не менее 40 минут;

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.



счетчик посещений